Home

Advertisement

Customize
 
 
03 July 2009 @ 11:26 am
Христос мне друг, но Сталин и СССР дороже?  
Вот я все думаю, дойдет ли до безумия история с восхвалением Сталина и СССР?

Для меня есть критерий. Когда человек готов остановится в отстаивании своей точки зрения? Что ему дороже: Евангелие или та или иная интерпретация истории СССР?

Я уверен, что, обозначая свою позицию, те, кто жестко критикует сталинское время и советскую историю не откажутся подойти к Чаше христовой с теми, кто прославляет Сталина. В обратном, смотря на проклятия и анафемы, я не уверен. Отказ от совместного причастия ради интерпретаций истории - это и есть безумие.

Для меня вопрос однозначно решен. Мне наплевать на былую славу СССР, потому что я знаю какой ценой она была достигнута. Это цена - безбожие и кровь, причем это путь выбранный осознанно. Я понимаю, что всякое государство - это "аппарат насилия", но все же далеко не все государства выбирают путь кровавого насилия, тоталитаризма и осознанного уничтожения немалой части своего общества, включая верующих людей.

Я уверен, что любой христианин имеет право думать об СССР как ему вздумается. Христиане как некогда японцы при Николае Касаткине могут даже воевать против России и молится о поражении России. Пункта о политическом патриотизме нет в Символе веры.

И все же церковная традиция призывает нас к мягко говоря критическому отношению к советскому прошлому. Если мы сейчас обелим Сталина, то нам придется переписать жития не только новомученников, но и древних мучеников, ибо древние неверующие императоры, гоня христианство, так же заботились об империи и народе.

Более того, если церковная традиция отвергает даже Орtгена, если пятый вселенский собор анафематствовал некоторых умерших в мире с церковью отцов, которые были несопоставимы со Сталиным в своей нравственности и вере во Христа, то о чем может идти речь?

Я соглашусь с тем, что Сталин и Гитлер - это соизмеримые величины в своем зле. Пожилые священники, имевшие близкое общение с теми, кто по религиозным мотивам прошел сталинские лагеря, с репрессированными священниками, говорили мне именно так и я хорошо это запомнил. Когда мне рассказывали, что повествования Солженицына о ГУЛАГе дословно повторяли исповедники, описывая нечеловеческие пытки и унижения, то я не мог и не могу сделать никакого другого вывода о сталинском режиме, кроме как о антихристианском.

Церковная традиция не дает никаких оснований к разделениям из-за интерпретаций прошлого. Более того, напоминание, что христиане имеют отечество на небесах, провозглашенное Иустином вполне соответствует и Евангелию и посланиям апостольским. Я уверен, что среди святоотеческого наследия мы не найдем призывов исследовать историю на предмет земного процветания той или иной страны и тем более не найдем оправдания репрессиям против христиан.

В заключение скажу, что для меня показательно, что сторонники Сталина и любители СССР не ведут полемику, они очень часто предлагают не аргументы и рассуждения, а осуждения оппонентов и сразу переходят на личности, стремясь как-то унизить или хотя бы "уколоть" оппонентов.

P.S. Вот еще что… не нужно смешивать христианскую оценку чего-либо и оценку политическую, экономическую и т.д. И тем более не нужно подменять одно другим.

С христианской точки зрения Нерон, к примеру, гонитель христиан. С политической или экономической можно сказать нечто иное. Ошибка однобоких оценок в том, что они жизнь Нерона (Сталина) сводят к гонениям на 100%. Но, экономический расцвет или политические победы не уменьшают вины перед Церковью и не смывают с правителей кровь христиан.

Тут все просто. Если человека интересует церковная точка зрения - она ясна. Если его интересует экономическая точка зрения - пусть спросит экономиста. Дело историка дать факты и тем и другим. А вот какой синтез в своей голове построит конкретный христианин - это дело конкретного христианина. Я для себя многое решил в этом вопросе.

Очевидно, что отношение к Сталину или Нерону не могут быть поводом для сущностного разделения христиан.
 
 
( 8 comments — Post a new comment )
Вера Кн.[info]verba_knt on July 3rd, 2009 08:26 am (UTC)
вот читаю - и не понимаю, ЧТО вы хотите сказать :(

к чаше даже меня скорее всего не допустит иг.Петр - потому что см мое предыдущее сообщение. ИМХО, опр. кругу людей необходим 13 член Символа Веры ("исповедуешь ли антисталинизм..."). И, заметим!, я не спорю с тем, что ИВС - мучитель христиан, а так же множества не-христиан. И тем не менее, считаю заявление еп.Илларина безответственным и как бы помягче... излишне полемичным. Может, стоит иерархам, а так же прочим желающим ограничится констатацией факта гибели по приказу вышеназванного товарища множества новомученников - оставив остальные вопросы историкам? И оставить в покое тех, кто не согласен с ними в оценке ряда личностей как вождей, полководцев, реформаторов армии и экономики? Вы же сами в своем тексте не можете определиться...
Юрий Белановский[info]belanovskyy on July 3rd, 2009 08:31 am (UTC)
===ИМХО, опр. кругу людей необходим 13 член Символа Веры ("исповедуешь ли антисталинизм..."). ===

Вот как раз у "антисталинистов" (иг. Петр, прот. Георгий Митрофанов, Зубов, архиеп. Илларион) я такого не заметил, зато у противников анафемы на анафеме сидят... :(

Может быть Вы приведете обратные примеры?
Вера Кн.[info]verba_knt on July 3rd, 2009 08:45 am (UTC)
"сталинистов православного вероисповедания" не читаю... А с вашей точки зрения я кто? :) Я вдобавок ко всему вышенаписанному, считаю сами-знаете-кого выдающимся администратором как минимум, только благодаря деятельности которого была сохранена страна.
Юрий Белановский[info]belanovskyy on July 3rd, 2009 08:48 am (UTC)
Вы пользователь ЖЖ, который уважает Сталина как правителя СССР. :)

Думаю, мы уже прояснили наши позиции... :)
существующий поп Сергий[info]p_tzareff on July 12th, 2009 07:13 pm (UTC)
обратные примеры
ivan2907[info]ivan2907 on July 3rd, 2009 12:25 pm (UTC)
Странный подход - или Евангелие, илиинтерпретация истории и деятелей - одно с другим не связано. Даже если взять жития святых, то гонения были: от правителей, от захватчиков, от банд, от местных жителей и т.д. Тут важен сам факт гонений, а не историческая роль. Сам же Сталин - очень противоречивая фигура и делать его просто злыднем - всё равно что цветное фото сделать чёрно-белым = упростить персонаж.
К примеру, свв. Даниил Московский, Александр Невский, Ольга и др. - они хорошие или плохие? С какой точки зрения их рассматривать? Св. Сергий Радонежский - какова его роль в объединении Руси? А патриарх Сергий? С ним как быть?
В общем, Сталин и СССР свести к злу точно нельзя.
Вера Кн.[info]verba_knt on July 3rd, 2009 01:11 pm (UTC)
перечитывая о.Петра...
я подумала, что согласна с ним очень во многом - и при этом его позиция по этому вопросу вызывает резкое отторжение.

Итак, он пишет:

"Но на самом деле большевизм Россию – не больше, не меньше – стёр с лица земли. Традиции почти тысячелетнего духовного, культурного и общественного развития нашего отечества в советское время оказались не просто сломлены, а с корнем выкорчеваны и с жестокостью, не имеющей аналогов в истории, уничтожены. ...Мы живём в совсем другой стране. Само слово «Россия», которое мы употребляем сейчас, является не синонимом исторической России, а абсолютным антонимом..."

ок, я согласна с этим мнением. Но из него следует, что враг о.Петру наше государство :( Он испытает ненависть и отвращение к ней (как к преемнице СССР, а она именного его, а не царской России преемница, да!) - КАК мне иначе истолковать его слова? Как? Что, кроме уничтожения можно желать тому, что называешь абсолютным злом? А после этого что должны думать те, кому судьба их страны - моей страны! - не безразлична?


"... Война же 1941 – 1945 гг. примечательна для церковно-исторического анализа о. Георгия тем, что победа в ней лишила наш народ и самой возможности покаяния". - еще одна знаковая фраза. Без комментариев.

Юрий, может, вы дадите этому какое-то внятное объяснение?

По-моему, такие фразы можно говорить только находясь глубоко в ИПЦ, или в пещере.
[info]ex_igpetr747 on July 7th, 2009 11:37 am (UTC)
Re: перечитывая о.Петра...
Из того, что я сказал, логически вовсе не следует такого вывода. Смотрите.

Maj. Традиции выкорчеваны, с жестокостью уничтожены, мы живём в другой стране.

Min. ?

Ergo. Эту другую страну я ненавижу, и она - мой личный враг.

Вы можете видеть, что силлогизма не получилось - отсутствует малая посылка. Как из внешней констатации коренной исторической перемены в нашей стране, с каковой констатацией Вы согласны, выводится моё внутреннее личное чувство - непонятно. Если Вы обоснуете вторую посылку - я смогу дать Вам конструктивный ответ на Ваше недоумение.
 
 

Advertisement

Customize